Возможности вычислительных машин и человеческий разум



         

Глава 2. Откуда возникает мощь вычислительной машины - стр. 14


перев.: Речь идет о переходе от некоторого нулевого, предначального состояния к состоянию, из которого игра реально может начаться; скажем, от решения сыграть в шахматы к состоянию, предшествующему первому ходу - фигуры на доске расставлены, часы заведены. В связи с этим о правилах формирования можно говорить как о правилах расстановки (фигур на доске), размещения (футболистов на поле перед началом игры с центра) и т. д.].

"Фигурами" формального языка служит его алфавит, т. е. множество символов, которыми может манипулировать этот язык. Можно, если желательно сохранить аналогию с шахматами, рассматривать бумагу, на которой записываются символы языка, в качестве "доски", однако это несущественно. Правила перехода играют в формальном языке ту же роль, что и в игре: они указывают игроку, каким образам перейти из одного состояния игры в другое.

Мы уже отмечали, что единственный значимый вопрос, который можно задать арбитру игры, - допускается ли данный ход правилами игры или нет. Точно так же обстоит дело в формальных языках. Что касается формальных языков, то, хотя строго говоря, возможен только этот вопрос, он может принять две формы: 1) "Допускается ли правилами предлагаемый переход?" и 2) "Является ли рассматриваемая конфигурация символов допустимым выражением в данном языке?" Вопрос первого и второго типа из шахматной сферы: "Можно сделать рокировку, если моему королю объявлен шах?"; "Может ли на доске возникнуть такая позиция в результате игры по правилам?" Для некоторых позиций на второй вопрос ответить нетрудно. Если он относится к позиции, при которой на доске находятся восемь белых пешек и два белых слона занимают поля одного цвета, мы получим ответ "нет". Аналогичным образом будут обстоять дела, если мы обнаружим на доске двух королей одного цвета и т. д. Однако шахматисты просто не задают таких вопросов. Причина такого положения заключается в том, что шахматная партия всегда начинается при стандартном расположении фигур на доске либо возобновляется в позиции, возникшей в отложенной на время игре.




Содержание  Назад  Вперед