Возможности вычислительных машин и человеческий разум


         

которые могут поддерживать любую конкурирующую


"...основ, которые могут поддерживать любую конкурирующую концепцию. Экспериментальные свидетельства в поддержку [конкурирующей концепции] могут приводиться лишь no-одному. Новая же концепция..., которая могла бы занять место [удерживаемое оспариваемой], может быть признана лишь на основе целой последовательности соответствующих событий, а подобные свидетельства не могут накапливаться в сознании [игроков или программистов], если каждое [отдельное свидетельство] будет последовательно признаваться несущественным из-за отсутствия концепции, способной придать ему значимость"5.
Игрок постоянно бросает вызов вероятностным законам; он отказывается признавать их операционное значение и тем самым отказывает им в праве быть основой реалистического озарения. Программа может оказаться неудачной из-за серьезных структурных, математических или лингвистических трудностей, для которых существуют соответствующие теории. Одержимый же программист на большинство проявлений таких неудач отвечает дальнейшими программными ухищрениями и, таким образом, подобно игроку не дает им возможности сгруппироваться в его сознании вокруг соответствующих теорий. Одержимые программисты известны тем, что не читают литературу, посвященную основным проблемам тех областей, в которых они номинально работают. Эти три механизма, названные Поляни логическим кругом, авторасширением и подавлением образования ядер, составляют основу оборонительного оружия истого приверженца магических систем мышления и, в частности, одержимого программиста. Литература по психиатрии свидетельствует о том, что эта патология тесно связана с бредом всемогущества. Убеждение в собственном всемогуществе не приносит, однако, покоя - оно все время требует потверждения. Критерий наличия власти - возможность управлять. Критерий абсолютной власти-точное и совершенное управление. Сталкиваясь с одержимым программистом, нам приходится также иметь дело с его потребностью управлять и его потребностью в уверенности.
Страстная потребность в уверенности составляет, конечно, главную основу науки, философии и религии [Прим.

Содержание  Назад  Вперед