Возможности вычислительных машин и человеческий разум


         

В программировании же переменная может


В программировании же переменная может принимать различные значения на разных этапах выполнения программы. В общепринятой математике, например, в школьной алгебре, "уравнение" х=х+1 - бессмыслица, но такая же цепочка символов, появляющаяся в качестве выражения программы, уже имеет значение: 1 следует прибавить к содержимому ячейки памяти, обозначенной через х, и на место указанного содержимого следует занести полученную в результате сумму] , может иметь следующий вид:
расстояние= (ускорение*время**2)/2
Несколько усложним пример. Допустим, что некоторый объект предстоит сбросить со стационарной площадки, скажем, вертолета, зависшего на некоторой высоте над землей. Расстояние этого объекта от земли после того, как он в течение некоторого времени падает, определится выражением
высота объекта = высота вертолета - (ускорение * время **2)/2
И, наконец, допустим, что вертолет летит вперед с некоторой постоянной скоростью, сохраняя при этом неизменной высоту полета. Если бы на объект, сброшенный с вертолета, не действовали никакие аэродинамические силы, то он находился бы точно под вертолетом на протяжении всего падения на землю. Горизонтальное смещение объекта от точки, над которой его сбросили, такое же, как горизонтальное смещение вертолета от этой точки, т. е.
смещение = скорость * время,
где под "скоростью" в данном случае подразумевается скорость вертолета. Итак, с одной точки зрения, мы имеем два уравнения, с другой - два оператора программы, с помощью которых можно вычислить горизонтальные и вертикальные координаты объекта, сброшенного с движущегося вертолета. Их можно объединить и представить в виде небольшого фрагмента программы вычислительной машины следующим образом:

FOR время = 0 STEP .001 UNTIL высота объекта=0 DO;
высота объекта=высота вертолета - (ускорение * время **2)/2;
смещение=скорость * время;
воспроизведение (высоты объекта, смещение);
END
[прим. авт.: В приведенном фрагменте программы использованы так называемые основные символы языка программирования Алгол-60, которые употребляются в английском написании: знаки операций следования FOR (для) и DO (выполнить), разделители STEP (шаг) и UNTIL (до) и операторная скобка END (конец). (Прим.

Содержание  Назад  Вперед