Возможности вычислительных машин и человеческий разум


         

пусть испытуемый сначала заучил список


  • г) пусть испытуемый сначала заучил список слогов или пар слогов х, а затем другой аналогичный список у; тогда при последующей проверке списка х испытуемый показывает более низкие результаты, чем при проверке через такое же время без вклинивания списка у; такое забывание называют "ретроактивным торможением"; ошибочные ответы при повторном испытании обычно оказываются слогами из списка у; это явление быстро исчезает; обычно после одного повторения списков список х полностью восстанавливается в памяти;
  • д) обучение требует тем большего числа проб, чем более сходны слоги-стимулы"7[Прим. перев.: Цитата из статьи Э. А. Фейгенбаума приводится по тексту русского перевода, выполненного Г. М. Ховановым (см. русский перевод работы [7])].
    Фейгенбаум (профессор информатики в Станфордском университете) предположил, что такая разновидность задачи обучения включает испытуемого в активный, сложный процесс обработки символов, который наилучшим образом можно описать и понять с помощью более элементарных процессов обработки таких символов, которые можно запрограммировать для реализации на вычислительной машине.
    Конечно, ничего не может быть проще, чем написать маленькую программу для вычислительной машины, которая позволит экспериментатору задать вычислительной машине список бессмысленных слогов, который она затем воспроизведет совершенно точно после первой "попытки". Задача, которую поставил перед собой Фейгенбаум, была намного труднее: создать в форме программы вычислительной машины модель познавательных процессов, поведение которой в целом будет хорошо аппроксимировать поведение людей-испытуемых при запоминании бессмысленных, слогов и особенности внутренних функций которой будут давать теоретическое объяснение трудностей, наблюдаемых в реальных экспериментах. Кроме того, он хотел, чтобы его объяснения были по крайней мере совместимы с такими психологическими фактами, как, например, наличие у человека и кратковременной памяти, в которой он, по-видимому, может хранить несколько символов для немедленного припоминания на протяжении небольшого отрезка времени, и долговременной памяти, где может запомниться почти неограниченное количество информации, но выборка из нее отдельных объектов может осуществляться только при затрате определенных усилий.

    Содержание  Назад  Вперед