Возможности вычислительных машин и человеческий разум


         

продолжает оставаться поучительной, по крайней


Программа Фейгенбаума, хотя и находится уже в очень преклонном возрасте (она была завершена в 1959 г.), продолжает оставаться поучительной, по крайней мере, в двух отношениях. Во-первых, она дает сравнительно простой пример того, что понимается под моделью познавательного процесса, представленной в форме программы вычислительной машины. Использованный в ней способ запоминания информации рассматривается в качестве функционального описания промежуточной памяти человека. В этом качестве она объясняет, например, следующее: как мы надолго полностью забываем какую-то вещь и тем не менее можем вспомнить ее при определенных обстоятельствах. Не может быть, чтобы якобы забытый элемент просто удалялся из нашего мозга, поскольку, если бы это действительно было так, мы никогда не смогли бы снова получить к нему доступ.
В модели Фейгенбаума никакая информация вообще не разрушалась. Но информация может быть, так сказать, скрыта дескрипторами, устанавливающими другие ассоциации; таким образом, одна "запись" в памяти может экранировать или маскировать другую. Иногда уточнение экранирующего образа (подсказки) - это все, что требуется для обнажения (для восстановления доступа) прежде скрытого.
Система Фейгенбаума требует также, чтобы оба слога, между которыми должна устанавливаться ассоциация, были в течение короткого времени одновременно доступны вычислительной машине (присутствовали в ее памяти). После того как связь "подсказки" единицы-реакции с описанием слога-стимула установлена, оба слога можно удалить из памяти вычислительной машины; другими словами, их можно "забыть". Таким образом, в этой системе имеется часть, которая правдоподобно воспроизводит то немногое, что известно психологам о кратковременной памяти человека.
Никто, и в первую очередь сам Фейгенбаум, не утверждает, что эта модель дает "настоящее" объяснение соответствующих феноменов. Но в каком-то смысле оно относится к области, в которой объяснения встречаются редко.
Второй аспект поучительности программы Фейгенбаума связан с тем, что она демонстрирует поведение, которое не было сознательно непосредственно, как говорится, "запрограммировано".

Содержание  Назад  Вперед