Возможности вычислительных машин и человеческий разум


         

программе свойственно то, что психологи


Например, программе свойственно то, что психологи называют интерференцией, т. е. приобретение новой связи становится препятствием для воспроизведения старой, если соответствующие слоги имеют очень схожие описания. Программа не имеет специальной подпрограммы интерференции. Это явление возникает как результат функционирования структуры программы в целом и для составителя программы оказывается неожиданным.
Следовательно, в этом отношении модель предсказывает существование некоего поведенческого феномена, что чрезвычайно усиливает ее правдоподобие. Программа демонстрирует нам, что простой и многократно повторяемый лозунг "вычислительная машина делает только то, что предписывает ей делать программист" в некоторых отношениях совершенно ошибочен и, вообще говоря, проблематичен.
Обсуждаемая нами программа относится к классу "имитационных программ". Их цель - имитация способа, используемого людьми при выполнении определенных заданий, причем совершенно определенно - невыполнение этих заданий наиболее эффективным способом, который мог бы быть обеспечен вычислительной машиной. Мы отмечали, в частности, что вычислительную машину легко запрограммировать на "запоминание" списков бессмысленных слогов с первой "попытки". Однако в этом случае мы не выяснили бы, каким образом люди могут выполнять то, что, по крайней мере с первого взгляда, кажется тем же самым заданием.
Поскольку программы, имеющие отношение к когнитивным аспектам поведения человека, входят, естественно, в область искусственного интеллекта (о котором более подробно мы поговорим ниже), их необходимо отличать от другого класса программ искусственного интеллекта, а именно программ, в полной мере являющихся проблемно-ориентированными.
Специалисты в области искусственного интеллекта склонны рассматривать свою деятельность как работу, связанную с воспроизведением содержания и результата, или как работу, связанную с имитацией. Возможно, наилучший способ объяснить различие между этими направлениями - воспользоваться аналогией с полетом.

Содержание  Назад  Вперед