Возможности вычислительных машин и человеческий разум


         

Яркий пример этого феномена дает


Яркий пример этого феномена дает профессор Марвин Минский, директор Лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского технологического института [Прим. перев.: М. I. T.'s Artificial Intelligence Laboratory], который пишет:
"Для того чтобы (вычислительные машины) могли создавать по-настоящему хорошую музыку или очень выразительные картины, несомненно потребуется разработка в этих областях лучших семантических моделей. То, что такие модели отсутствуют, есть не столько отражение состояния эвристического (машинного) программирования, сколько результат традиционно постыдного состояния критического анализа искусства - отражение в культуре обстоятельства, что большинство специалистов по эстетическому анализу приходят в совершенное негодование, когда высказывается предположение о возможности понять, что они пытаются понять"2.
Очевидно, то, что Минский подразумевает под "пониманием" музыки или живописи, полностью отличается от того, что вкладывали в этот термин, скажем, Моцарт или Пикассо. Одно из употреблений Минским слова "понять" в процитированном отрывке - это, в сущности, игра слов, хотя, как я считаю, бессознательная. Сама непреднамеренность этого использования свидетельствует о том глубоком влиянии, которое оказывает на него указанная метафора [прим. авт.: Следует сказать, что профессор Минский принял машинную метафору не по простоте своей из-за неправильного понимания теории вычислимости и ее следствий. Совсем наоборот, будучи заслуженно общепризнанным авторитетом в области информатики, он принял эту метафору обдуманно и преднамеренно].
Это новое определение понимания сейчас очень широко распространено, причем не только в явном виде в научных кругах, но и неявно в массовом сознании. Оно влечет за собой, как печально констатирует психолог Джордж А. Миллер,
"что единственная причина, из-за которой что-то не может быть осуществлено с помощью универсальной машины Тьюринга, это то, что мы не понимаем этого "что-то".

Содержание  Назад  Вперед