Возможности вычислительных машин и человеческий разум


         

При принятии этой интерпретации того,


При принятии этой интерпретации того, что входит в состав "понимания", любая попытка представить контрпримеры выливаются просто в признание собственно-то невежества или, если вы упорствуете в утверждении, что в состоянии понять нечто, не поддающееся описанию вами в явном виде, то вы становитесь типичным представителем категории людей, известных как мистики"3.
Другими словами, машинная метафора стала еще одним уличным фонарем, под которым (причем исключительно под ним) люди ищут ответы на свои жгучие проблемы.
Ни одна ветвь науки не воздвигала этот уличный фонарь более сознательно и с большим энтузиазмом, чем психология. Джордж Миллер пишет:
"Многие психологи в последние годы считают само собой разумеющимся ... что люди и вычислительные машины - это просто два различных вида одного более абстрактного рода, носящего название "системы обработки информации". Понятия, описывающие абстрактные системы обработки информации, должны в силу необходимости описывать любые частные примеры таких систем"4.
Сужение взгляда, характерное для современной науки, точно так же, как и сужение поля зрения, создаваемое микроскопом, вполне оправданно и заслуживает поддержки, поскольку оно позволяет наблюдать то, что было бы нам в противном случае недоступно. Наука и техника имеют, к их чести, значительные достижения. Учитывая глубину проникновения машинной метафоры в психологию, естественно спросить, оправданно ли ее присутствие там, т. е. дает ли она ощутимые результаты.
Влияние, оказанное вычислительной машиной на психологию, в качестве быстродействующего арифмометра, хотя несомненно чрезвычайно велико, едва ли можно оценивать в терминах "ощутимых достижений". Психология долго пыталась стать "научной", имитируя науку, добившуюся наиболее впечатляющих успехов, - физику. Однако, судя по всему, психологи очень долго имели превратное представление о том, что именно сделало физику в каком-то смысле наукой в большей степени, чем психология.

Содержание  Назад  Вперед