Возможности вычислительных машин и человеческий разум


         

Одна из задач, решающихся этой


Одна из задач, решающихся этой системой (пример принципиальных возможностей системы), состояла в копировании конструкции, построенной из детских кубиков, скажем, арок, перегородок и тому подобного, на основе модели искомой структуры, предъявленной системе. Виноград занялся задачей разработки системы, позволяющей человеку обучать робота на естественном языке работать именно в таком мире детских кубиков,
"Применительно к такому мини-миру мы можем снабдить вычислительную машину достаточно обширными знаниями .... [робот] может манипулировать детскими кубиками на столе, на котором находятся простые объекты типа коробки. В ходе диалога роботу можно предложить проделать с этими объектами ряд манипуляций, чтобы сложить их вместе и положить кубики в коробку. Роботу можно задавать вопросы, касающиеся конфигурации кубиков, имеющейся в данный момент на столе, относительно событий, имевших место во время диалога, и в пределах определенных ограничений вопросы, связанные с ходом его рассуждений. Ему можно сообщить простые факты, которые добавляются к его запасу знаний для использования в последующих рассуждениях. Беседа носит динамический характер - вычислительная машина является активным ее участником, совершая различные действия, чтобы изменить свой игрушечный мир, и обсуждая их."8.
Вот пример беседы с роботом:

Human: Find a block which is taller than the one you are holding and put it into the box. Человек: Найди кубик, который выше, чем тот, который ты держишь, и положи его в коробку.
Robot: By "it", I assume you mean the block which is taller than the one I am holding. Робот: Я полагаю, что, под словом "его" вы имеете в виду кубик, который выше, чем тот, который я держу
H: OK. Человек: Правильно.
R: (The hand sets down the block it is holding and picks up a taller one) Робот: (Рука кладет тот кубик, который она держит, и берет более высокий)
H: What does the box contain? Человек: Что находится в ящике?
R: The blue pyramid and the blue box. Робот: Голубая пирамида и голубой кубик.
H: What is the pyramid supported by? Человек: Что поддерживает пирамиду?
R: The box. Робот: Коробка.
... ...
H: To stack up the red off [the red] cube? Человек: Зачем ты освобождал [красный] кубик?
R: To put it on a large green cube. Робот: Для того, чтобы положить его на большой зеленый кубик
H: Why did you do that? Человек: Зачем ты это сделал?
R: To stack up the red cube, a large red block, and a large green cube. Робот: Для того, чтобы сложить вместе красный кубик, большой красный кубик и большой зеленый кубик.
H: Why did you do that? Человек: Зачем ты это сделал?
R: Because you asked me to. Робот: Потому, что вы попросили меня об этом9.
<

Содержание  Назад  Вперед