Чего не могут ЭВМ


Эпистемологическое допущение - стр. 30


Итак, если мы примем точку зрения специалистов в области "искусственного интеллекта", согласно которой процесс рассуждения, мышление есть просчитывание фактов и (согласимся с допущением, по которому релевантность и значимость фактов не просто зависят от контекста, но вне его вообще не имеют смысла), мы придем к заключению, что попытка конструирования разумного поведения приводит к неразрешимому противоречию - антиномии. С одной стороны, имеется тезис: для каждого данного контекста всегда должен существовать более широкий контекст; в противном случае не было бы никакого способа различения релевантных и нерелевантных фактов. С другой стороны, имеется и антитезис: должен существовать какой-то первичный, ни к чему не сводимый контекст, не требующий интерпретации; иначе возникнет бесконечная редукция контекстов, и мы никогда не сможем приступить к формализации.

Человек, по-видимому, воплощает в себе третью возможность, которая может подсказать нам решение этой дилеммы. Нет никакой иерархии контекстов - просто наличная ситуация воспринимается нами как продолжение или модификация предшествующей. Тем самым мы переносим из непосредственного прошлого совокупность предвидений, основанных на том, что было существенным и важным мгновение назад. Этот перенос создает определенную установку, определяющую то, на что нам следует обратить внимание.

Однако если поставить вопрос о программировании этого альтернативного подхода, то обнаружится, что он отнюдь не решает проблемы распознавания контекстов - он просто переводит сведение контекстов в некоторой их иерархической структуре в сведение, развертывающееся во времени. Каким образом возникла ситуация, которую человек переносит из одного временного момента в другой? В "программистских" терминах этот вопрос звучит так: каким образом из бесконечного числа фактов происходит первоначальный выбор именно тех из них, которые имеют отношение к формам человеческой жизни,- выбор, преследующий цель определить тот контекст, который впоследствии будет подвергаться корректировке? Скорее всего, ответ на этот вопрос будет следующим: наследственная природа человека такова, что, еще будучи младенцем, он четко реагирует на некоторые детали окружающей среды, такие, например, как материнская грудь и улыбка, от которых решающим образом зависит его

186


выживание. Если запрограммировать эти изначальные рефлексы и обеспечить машине возможность обучения, то, быть может, окажется возможным решить проблему распознавания контекстов; необходимо, однако, оговориться, что в настоящее время этот подход в "искусственном интеллекте" совершенно не разрабатывается*. Искусственный интеллект, как его сейчас определяют Ё.Фейгенбаум, Г.Саймон, М.Минский, Дж.Вейценбаум и др., фактически представляет собой попытку построения полностью сформированного интеллекта взрослого человека - нечто вроде Афины Паллады, в полном вооружении появившейся из головы Зевса. Из сказанного выше, однако, не следует, что предложенное решение позволит снять исходную дилемму. Остается неясным, каким образом ребенок проходит путь развития от неизменных реакций, вызываемых фиксированными особенностями окружающей среды, до определения смысла в терминах контекста, что, по признанию даже исследователей в области ИИ, характеризует поведение взрослого человека.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин