Чего не могут ЭВМ


Критика искусственного разума - стр. 55


** Там же, с. 209-210 (курсив мой.-

*** М. Wertheimеr. Productive Thinking, p. 195.

63

Поскольку игра есть одна из форм решения задач, вполне возможно, что этот процесс имеет место в шахматах. Как следует из цитаты Э. Херста, это действительно так.

"В результате своего исследования де Гроот приходит к выводу, что различия в силе игры в гораздо меньшей степени зависят от способности просчитывания, чем от умения "концептуально видеть задачу"- По всей вероятности, гроссмейстер превосходит мастера в умении выделять наиболее существенные особенности позиции, а не в общем числе ходов, которые он в состоянии рассмотреть. Несколько неожиданным для де Гроота оказался тот факт, что при выборе конкретного хода гроссмейстеры исследуют не больше возникающих при этом вариантов, чем более слабые игроки или мастера (в среднем от двух до четырех начальных ходов на позицию). Нельзя также сказать, что они просматривают эти варианты на большую глубину (обычно максимум на шесть-семь ходов вперед} -Гроссмейстер каким-то образом способен сразу "увидать" суть задачи, в то время как более слабый игрок постигает ее с трудом или вообще не постигает, даже если анализирует столько же вариантов и видит на столько же ходов вперед, что и гроссмейстер"*.

Как мы видели, М. Минский уже в 1961 г. ясно осознавал важность этих проблем. Единственное, на что он надеялся,- это на то, что удастся изобрести такую планирующую программу, в которой обычный эвристический поиск будет использоваться на более высоком уровне.

"Когда мы настаиваем на применении "рассуждения", мы ни в коей мере не предлагаем отказаться от нашего основного замысла и ввести некую интеллектуальную процедуру. Программа, управляющая поиском, будет не чем иным, как еще одной эвристической программой. Почти наверняка в нее будут входить в основном только объекты и процессы того же типа, что и в программы первого уровня"**.

Но такая планирующая программа со своей стороны потребовала бы разделения операторов на существенные и несущественные. Если сам программист не проведет на каком-то этапе такого разделения, то он будет вынужден бесконечно наращивать планирующие программы, так как для каждой из них потребуется программа более высокого уровня, чтобы формализовать соответствующую ей задачу с плохой структурой. Именно здесь, при переходе от простых форм "информационных процессов" к сложным. Минский делает обычный в таких случаях ход - вводит обучение.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин