Чего не могут ЭВМ


ПРОЦЕССЫ ПЕРЕРАБОТКИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ - стр. 49


** J. Fodor. Psychological Explanation, p. 30.

*** Ibid, p. 22.

131

Если это смешение понятий у Дж. Миллера и его соавторов носит завуалированный характер, то у У.Ниссера и Дж.Фодора оно выступает совершенно отчетливо. Дело в том, что эти последние - в отличие от других специалистов, работающих в данной области,- стремятся выделить философскую основу своих исследований. Для уяснения того, в чем состоит упомянутое смешение, лучше всего четко представить себе нейрофизиологический и феноменологический уровни описания, а затем попытаться поместить между ними психологический уровень.

Определяя место уровня информационных процессов, У. Ниссро говорит:

"Безусловно, существует реальный мир, мир деревьев, людей, автомобилей и даже книг... Но у нас нет непосредственного доступа ни к этому миру, ни к какому-либо из его свойств"*.

Это, безусловно, верно, если речь идет о физических объектах**. Как определил Ниссер, "сенсорный вход - это не страница текста, а определенная конфигурация световых лучей"***. Все это так, но дальше Ниссер начинает смешивать физический и феноменологический уровни: "Лучи, сфокусированные должным образом линзой... попадают на чувствительную сетчатку, вызывав нервный процесс, который в конце концов приводит к способности видеть, читать и запоминать"****. Дело, однако, обстоит не так просто. Выражение "приводит к" двусмысленно, Световые волны, падая на ретину, приводят в конце концов к возникновению физико-химических процессов в мозгу, однако из этого вовсе не следует, что лучи света или нейронные процессы приводят к возникновению способности видеть****. Способность видеть - это не химический процесс и, следовательно, не может быть конечным результатом рода таких процессов. Если же выражение "приводит к" понимать как "необходимо и достаточно для, то

либо способность видеть и есть вся цепь явлений, приводящая к зрительному восприятию, либо это нечто совершенно отличное от самой цепи у любого из ее звеньев, И в обоих случаях не ясно, на каком основании Ниссер утверждает, что у нас нет непосредственного доступа к воспринимаемому миру.

Как только произведено это неправомерное объединение двух уровней - нейронного и феноменолргического - в единую струк-

* U. Neisser. Op. сit, p. 3




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин